Множественный сарказм ([info]zepp) wrote,
  • Music: Freddie Mercury - There Must Be More To Life Than This (nullwave.ru/classic rock)

Наши жены - пушки заряжены

Как известно, "Мастера и Маргариту" при жизни Булгакова не публиковали. Если мне не изменяет память, впервые е главы появились в литературном журнале в году этак в 1965-ом. Оттепель, хуе-мое. До этого читали только в самиздате. Основным держателем текста была жена Михаила Афанасьевича Елена. Т.е. натурально 26 лет текст был у нее. Наверняка она как та Маргарита читала и перечитывала его. И соблазн что-то туда приболтать был велик. Тем более что у женщин всегда есть иллюзии относительно собственного влияния на талант. Была музой, все дела.

Литературные критики этого и не отрицают, мягко говоря, что жена осуществляла "редактуру романа". А по мне так она довольно серьезно влезла в текст и просто спроецировала свою с Булгаковым жизнь. Мастер вообще-то был крайне второстепенной фигурой, и авторскую позицию в романе выражал Воланд. В поздних редакциях и в окончательном варианте мастер фактически становится алтер эго Булгакова. А Маргарита? Да вот она. Думаю, что гжа Булгакова не удержалась и подкорректировала образ Маргариты, исходя из собственного понимания значимости "жены гения", со всеми мелочными женскими штучками, выдающими женскую руку на корню.

Кто получился мастер? Ну талантливый, да. Может, даже гениальный. Но типичный творческий вафел. Живет в своем придуманном мире, обустроиться не может, Могарыч его выселил, роман не печатали, договориться ни с кем не может, слабак. А Маргарита же для него все устроила. Натурально, душу, душу бессмертную продала, чтобы помочь своему любовнику. Ха, кстати, момент, когда она просит Воланда, очень показательный. Она не сказала: "Верните мне моего любимого". Или "возлюбленного". Она сказала "верните мне моего любовника, мастера". Вот он, женский прагматизм - пока жена, все остальные - любовники. В пылу своей заботы она даже была готова, о Божечки, отдаться иностранцу! И все во имя. Вот этот трепет перед "отдаться" выдает женскую руку с головой, пардон за каламбур. Есть такое представление у некоторых фемин, что нырок в их вагину - это предел мечтаний всех мужчин, и если уж она это предлагает, то оказывает сим величайшую честь.

Это, как вы понимаете, только версия. Но я не верю, чтобы женщина устояла перед соблазном увековечить себя таким образом в гениальном романе. Ведь она тоже заслужила благодарности, и все такое. Так что, уважаемые писатели, не подпускайте жен к своим компьютерам, есть риск, что вы не успеете заметить, как главная линия вашего опуса перестанет быть настолько кристально ясной.

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments

[info]andy271

November 7 2011, 06:47:19 UTC 6 months ago

Илья Сергеич,
ты дядька умный, но тут тя чегой-то сильно перекосило.

[info]zepp

November 7 2011, 06:51:50 UTC 6 months ago

А что? Я где-то погрешил против истины? Маргарита показывается буквально всевластной, второй после Воланда. Она Фриду спасает, и за Пилата хлопочет, и королева бала. Этих глав изначально вообще не было. Была линия с Бездомным (Безродным) и история с Иешуа. А роман назывался "Великий мастер" вовсе не потому, а потому что мы все понимаем, кто такой Великий Мастер.

[info]andy271

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]zoosad

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]zoosad

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]zoosad

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]zoosad

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]guryana

November 7 2011, 06:50:19 UTC 6 months ago

В хороших женских руках любой мужик человеком сделается)

[info]zepp

November 7 2011, 06:52:34 UTC 6 months ago

Вот-вот. У русских женщин есть эта неистребимая тяга спасать, нести крест, тянуть долюшку, когда можно просто жить.

[info]zepp

6 months ago

[info]guryana

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]guryana

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]guryana

6 months ago

[info]kazak_ixbt

6 months ago

[info]guryana

6 months ago

[info]stealth_nsk

November 7 2011, 07:21:05 UTC 6 months ago

Это все круто, но рукописи достаточно хорошо изучены, чтобы с высокой степенью достоверности утверждать, какие правки вносились уже после смерти Булгакова.

[info]zepp

November 7 2011, 07:26:06 UTC 6 months ago

Естественно. Я про и говорю. Текст был у жены 26 лет. Никто не видел, что она туда могла внести. Немного конспирологии и герменевтики, и текст начинает осмысляться по-новому.

[info]stealth_nsk

6 months ago

Anonymous

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]stealth_nsk

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]metkere

6 months ago

[info]afilippova

November 7 2011, 07:44:32 UTC 6 months ago

А в чем собственно проблема? Чем Вам так женщины досадили?

"Так что, уважаемые писатели, не подпускайте жен к своим компьютерам, есть риск, что вы не успеете заметить, как главная линия вашего опуса перестанет быть настолько кристально ясной."

Получилось кстати произведение гениальное...так что если есть там женская рука, то можно и нужно допускать, а если нет...то хоть ошибки орфографические исправит или запятую забытую доставит. Женщина, она в сущности, существо полезное.

[info]guryana

November 7 2011, 07:53:12 UTC 6 months ago

Что значит существо полезное? Женщина не корова же, чтобы молоко давать. Женщина - королевна, она правит этим миром!

[info]andy271

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]bo_is

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]guryana

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]dankogan

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]darwen

6 months ago

[info]afilippova

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]uncle_oskar

November 7 2011, 07:48:58 UTC 6 months ago

>> Так что, уважаемые писатели, не подпускайте жен к своим компьютерам

А если жена -- соавтор? Я уже попал, да? ;)

[info]zepp

November 7 2011, 07:53:01 UTC 6 months ago

Да, ты уже в цепких и надежных руках!

[info]tan4orat

November 7 2011, 08:19:58 UTC 6 months ago

Кстати, я тоже всегда думала: такая классная баба эта Маргарита и за что она полюбила этого никчемного мастера?
Наверное за талант...

[info]zepp

November 7 2011, 08:34:00 UTC 6 months ago

Естественно, у каждой девочки до самой смерти есть идеализированный образ себя. Впрочем, возможно я заблуждаюсь, и М.А. просто нарисовал воображаемый портрет идеальной спутницы творца. Но уж больно Маргарита похожа на женскую психологическую проекцию, а не на мужскую.

[info]afilippova

6 months ago

[info]rykun

November 7 2011, 08:30:35 UTC 6 months ago

Вот кстати да, такое вполне возможно. Мне нравится эта интересная мысль.

[info]podde

November 7 2011, 08:43:24 UTC 6 months ago

Феерический бред.
Zepp продолжает строгать тексты на уровне приподъездной бабки... Смех и грех.

[info]zepp

November 7 2011, 08:44:10 UTC 6 months ago

А вы-то эксперт с мировым именем, очевидно?

[info]pshhhh

November 7 2011, 08:49:31 UTC 6 months ago

Не думаю, что эта версия правильна. По своему опыту и по многим источникам знаю, что жены известных писателей (тут не только Булгакова можно вспомнить, а вот, к примеру, Замятина) крайне трепетно относятся к сохранению их текстов в неприкосновенности. Да и 100 лет назад не такое наглое время было, а Елена Булгакова - уж точно не какая-нибудь колхозная шмара, поверь мне.

[info]zepp

November 7 2011, 08:50:47 UTC 6 months ago

Видимо, надо перестать читать Довлатова, у него про писательских жен как-то все не так.

[info]andy271

6 months ago

[info]zepp

6 months ago

[info]andy271

6 months ago

[info]pshhhh

6 months ago

[info]pshhhh

6 months ago

[info]metkere

November 7 2011, 08:50:30 UTC 6 months ago

А разгадка одна - ты просто ненавидишь все женское!

[info]lady_melain

November 7 2011, 09:02:13 UTC 6 months ago

"Вот поэтому я и не женюсь!", ага. -)

[info]terrible_volk

November 7 2011, 09:37:16 UTC 6 months ago

булгаковоебы в каментах

[info]nitschevo

November 7 2011, 10:50:46 UTC 6 months ago

продолжая вашу логику рассуждения - ну а линию Воланда писал сам диавол, не иначе, да и доступ к тексту у него был более, хм, прямой, чем у жены

[info]nesya

November 7 2011, 11:19:11 UTC 6 months ago

Куваев, к примеру, представляет Маргариту как отрицательный персонаж: ее милосердие он представляет как заботу о собственном спокойствии, Маргарита встречается мастеру, когда роман уже почти завершен (не такая уж и муза), Булгаков в описании ее и встречи мастера с ней употребляет слова с негативной окраской (оскалила зубы, пронзительно крикнула, убийца в переулке, финский нож) и т.п.

[info]zepp

November 7 2011, 11:24:58 UTC 6 months ago

Да, я читал о такой интерпретации. Собственно, возможно этим и можно объяснять противоречивость фигуры - Булгаков писал одну Маргариту, а "редакторы" вмешивались и писали другую. В финальных версиях она вообще этакая амазонка, покорительница мужчин.

[info]next_2005

November 8 2011, 08:33:40 UTC 6 months ago

Я бесконечно далёк от этой темы, но разве не осталось достаточного количества надёжных источников, чтобы (опять же, надёжно) восстановить всю хронологию и авторство правок?

Кроме того, интересно было бы оценить черты характера жены Булгакова, и её взаимоотношения с мужем, чтобы прикинуть, насколько реальны шансы того, что она делала неавторизованные правки.

Если, конечно, интересует результат. (c)

[info]rodgar

November 8 2011, 19:42:03 UTC 6 months ago

может, именно поэтому этот роман так все и любят от мала до велика

[info]ostronska

December 5 2011, 12:06:08 UTC 5 months ago

Мне всегда казалось, что это мужчины мечтают встретить такую женщину, которая все ради них и их творчества. Но это очень грустная и тяжелая судьба, предыдущих жен Булгакова достаточно вспомнить. Так что никогда у меня даже в мыслях не было, что это написал НЕ мужчина.
Маргарита гораздо больше похожа на первую жену Булгакова, она даже скорее собирательный образ. Как хорошо, что настоящие профессионалы не используют метод "мне кажется", у них вполне конкретные приемы и анализы, а то так у любого человека можно было бы авторство на книгу отобрать)

[info]zepp

December 5 2011, 14:06:57 UTC 5 months ago

Эти конкретные приемы и "анализы" недалеко ушли от "мне кажется". В литературоведении принято опираться на фамилии, а не подтверждать объективность метода. Ну и да, какие объективные методы в гуманитарной дисциплине, чего смеяться.

[info]ostronska

5 months ago

[info]zepp

5 months ago

[info]ostronska

5 months ago

[info]zepp

5 months ago

[info]ostronska

5 months ago

[info]zepp

5 months ago

[info]ostronska

5 months ago

[info]zepp

5 months ago

[info]snegoshkur

December 5 2011, 13:38:06 UTC 5 months ago

Что, до сих пор никому не пришло в голову написать, что идея - лютая ересь, или просто комменты удаляются?
Автор, она с этого романа пылинки сдувала, даже если за 26 лет ей и пришла хоть раз в голову мысль что-нибудь поменять, она отвергла ее незамедлительно и больше ни единой мыслью к этой теме не обращалась.
Какие, нафиг, посмертные правки рукой жены Булгакова? Вы о чем, люди? Лол...

[info]zepp

December 5 2011, 13:55:05 UTC 5 months ago

Слово Лол с многоточием выдает в Вас матерого литературоведа.

[info]snegoshkur

5 months ago

[info]snegoshkur

5 months ago

[info]zepp

5 months ago

[info]snegoshkur

5 months ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…